Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования последствий ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автомобиль служит экспертиза ДТП, которую в тех или иных условиях часто разнолико именуют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Примечательно и то, что ни одно из данных названий не является точным и научно-обоснованным наименованием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела это уникальное наименование более 7 лет тому назад, основная масса практикующих юристов, следователей, судей, адвокатов по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс исследования, не уточняя конкретного вида экспертизы.

В следствии столь абстрактного и общего обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике зачастую всплывают ситуации, когда в офис какой-либо организации, где имеются «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), приходят материалы дела, для исполнения которых необходимы специальные познания эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, , дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

Возникает нехорошая ситуация, в результате которой дело возвращается в следственные или судебные инстанции без надлежащего исполнения, в результате чего сроки не выдерживаются в следствии грамотности участников следственного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

• ситуация на месте ДТП: состояние проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения ДТП;

• определение значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и прочих объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения автомобиля и прочих участников по полотну автомобильной дороги;

Выяснение факторов, непосредственно связанных с обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия: неверная разметка дорожного покрытия, ошибочное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги, отсутствие дорожных знаков и иные отрицательные условия дорожной обстановки.

При назначении автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставить материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо глубокое изучение комплекса информации о ДТП.